Алмалыкские статьи
Всего материалов в каталоге: 52 Показано материалов: 1-5 |
Страницы: 1 2 3 ... 10 11 » |
В танце Хорезма, более чем в каком-либо виде
искусства, на редкость ярко, своеобразно, лаконично и точно выражен
характер народа - неуёмные темперамент, бунтующая энергия, восторженное
приятие жизни. В его танце - отдельные движения тела, сложные
танцевальные фразы и простейшие к своей конструкции жесты выражают
душевные порывы настроения, ощущения, образно отражают явления
окружающей природы и аллегорично воссоздают жизнь мира животных,
зверей, птиц, грациозно подражают трудовым действиям, подчинив их
законам ритма и повторяют будто бы бытовую жестикуляцию. |
Современные хореографы Узбекистана определяю пять
школ традиционного узбекского танца: танцы Ферганской долины, танцы
Хорезма, танцы Бухары, танцы степников и танцы горцев. Бухарская школа
танца объединяет танцы нынешних областей Узбекистана - Бухарской и
Самаркандской. Традиционная школа бухарского танца сохранила
в своих запасах примитивные первоплясы и танцевальные пантомимы,
подражательные танцы и простейшие танцы-игры, высокоразвитую "ученую"
профессиональную хореографию. Это богатство танцевального наследия
отражает своеобразие развития культуры народа, в которой на протяжении
веков одновременно жили виды искусства разного рода - от примитива до
искусства глубоко философского по содержанию, разработанного в своих
формах. |
Каракалпаков в степях Средней
Азии почитали "первыми поэтами и песенниками". Однако яркое
многожанровое традиционное народное искусство не имело ни народного
театра, ни танца. Наиболее важной причиной отсутствия в культуре народа
танцев явился полукочевой образ жизни, малочисленные "семейные
перекочевки", ибо для рождения и развития народного танца, как и
хорового пения, необходимо доброе, многочисленное сообщество
людей-друзей. Однако у каракалпакского народа был очень высоко развит
вкус к пластическому выражению настроений и чувств. Прямую речь,
диалог, пение, повествование каракалпак всегда подкрепляет
выразительными жестами, телодвижениями, причем эти жесты и движения
корпуса не представляют собой импровизацию, а являются частью
определенного узаконенного комплекса телодвижений, известных каждому
каракалпаку. Любой каракалпак был обязан знать и использовать
телодвижения и жесты, установленные на тот или иной случай. |
Для совершения благодарений издавна были установлены определенные дни недели. Например, накануне выходного дня (пайшанба) посещали учителей, родителей, больных, стариков, семьи умерших; в выходной (базарный) день (жума) детям давали подарки с базара ("бозорлик"), нищим и нуждающимся - "садака" (подаяние). Шанба (суббота) - раньше суббота была днем после выходного, сейчас является днём, предшествующим выходному дню. Считалась благополучным днём. Можно было начинать хорошие дела, например, строительство дома или моста, заниматься земледелием, отправляться в дальний путь, переезжать в новый дом. Однако в этот день нельзя было надевать новую одежду, заниматься кройкой, стричь ногти и волосы. |
Оби нон
(лепешки домашние) Подготовленное дрожжевое
тесто выложить на стол или на доску для разделки. Разделать на куски по
150-200г и придать им форму шариков. Затем сделать из них лепешки
толщиной по краям 2 см, по середине 0,5 см. В центре лепешки при помощи
чакича (инструмента для прокалывания лепешек) сделать проколы. Готовые
лепешки накрыть полотенцем и оставить на 15-20
минут. Перед выпеканием надеть нарукавник, смочить
обратную сторону каждой лепешки водой, уложить на рукавицу и осторожно
прилепить лепешки к стенкам горячего тандыра. После этого собрать все
угли в середину и, чтобы в тандыре образовался пар, на лепешки
побрызгать водой. Как только лепешки подрумянятся, их можно вынимать из
тандыра. На 1 кг муки - 2 стакана воды, 2 чайные
ложки соли. |
|