Современные хореографы Узбекистана определяю пять школ традиционного узбекского танца: танцы Ферганской долины, танцы Хорезма, танцы Бухары, танцы степников и танцы горцев. Бухарская школа танца объединяет танцы нынешних областей Узбекистана - Бухарской и Самаркандской.
Традиционная школа бухарского танца сохранила в своих запасах примитивные первоплясы и танцевальные пантомимы, подражательные танцы и простейшие танцы-игры, высокоразвитую "ученую" профессиональную хореографию. Это богатство танцевального наследия отражает своеобразие развития культуры народа, в которой на протяжении веков одновременно жили виды искусства разного рода - от примитива до искусства глубоко философского по содержанию, разработанного в своих формах.
Новые виды танцевального искусства, создаваясь на базе менее сложного искусства, не уничтожали его, а развивались далее как бы самостоятельно; все же вместе виды, группы и жанры танца отражают постепенность развития всей культуры народа.
Игорь Моисеев в своих печатных трудах и во время работы с коллективом исполнителей и постановщиков многократно повторяет, что костюм есть выражение формы танца; народ, создавший тот или иной танец, создавший те или иные формы танца, непременно учитывает особенности своего бытового костюма, праздничного одеяния, он изобретает особый покрой для специальных танцевальных туалетов, ибо костюм помогает выразить образ танца. История народного танца как нельзя лучше раскрывает способы и методы создания "костюмодвижения".
Дожившие до наших дней костюмы исполнителей старинных бухарских профессиональных танцев почти все не отвечают анатомической структуре самого танца, костюм либо активно скрывает движение тела, движения танца, либо активно мешает исполнять танец, а в редких случаях просто не помогает выразить образ танца.
Бухарские танцы - энергичные, страстные, наступательные; поступь их утвердительная, напористая; движения корпуса ломкие и в то же время протяжные; движения рук то точные, резкие, "сухие", то мягкие, пластичные, изощренные в своём рисунке; ноги на чуть присогнутых коленях, нередко полувыворотны и выворотны; голова часто закинута вверх к небу, плечи откинуты назад, будто танцоры впитывают лицом, руками, плечами, грудью энергию солнечных лучей. Исполнители бухарских танцев живут всем телом, чувствуют каждый мускул, вычерчивая движением корпуса, рук и ног сложный рисунок. Бухарские танцы - это непрекращающийся поток изобразительных движений, изысканных поз и динамичных, многократных верчений на месте, медленных, плавных "затяжных" поворотов, вихревых верчений по кругу, по прямой, по диагонали.
Основными выразительными средствами бухарского танца являются движения плечевого пояса, рук, всей верхней части корпуса; вздрагивания; эластичные покачивания корпуса; движения трепета мускулов всего корпуса; резкая или чуть уловимая смена поз, развивающихся в танце; многочисленные верчения по кругу и на месте; ходы на низких, средних и высоких полупальцах.
Характер пластики - страстно-сдержанный, поток движений чередует изысканность формы томительно-длительной позы и резких четких движений рук и ходов, либо движений рук с мягко изогнутыми пальцами и резких поворотов корпуса, принимающего угловатые контуры позы, которые помогают выстраивать полувыворотное, иногда, выворотное положение ног.
В мужских танцах и женских придворных танцах встречаются движения вращения на коленях, производимые в один или несколько приёмов - Чарх-ду-зону.
Резкого разделения движений на специально "женские" и "мужские" почти нет, однако характер исполнения различен. Движения шейных позвонков, плеч, рук, кистей рук, вращения и даже ходы в исполнении женщин - легкие пластичные; в исполнении мужчин - энергичные, волевые.
Необходимо также отметить два специальных музыкальных инструмента, которые помогают передать и даже более - создать необычную звучную форму танца. Это - кайраки, кастаньеты из двух пластин - железной и каменной, а также набор мелких сферических колокольчиков, зангов, прикрепленных к сафьяновым браслетам, которые одевают на запястья рук и лодыжки ног. Интересно, что мастера традиционного танца делят всё бухарское хореографической искусство на три группы: "Базм-оро" - танцы профессионалов лирического содержания, "украшающие" пиры богатых людей. "Джура базм" - комические и лирические танцы профессионалов, помогающие "возникновению хорошего настроения" на дружеских вечеринках в небогатых кварталах, и "Марокчи" - торжественные танцы профессионалов и любителей, которые исполнялись на городских и сельских площадях в дни всенародных празднеств.
Честь создания современного сценического бухарского танца - сольного, массового, сюжетного принадлежит Исахару Акилову и далее его развитие - Маргарите Акиловой.
Источник: Р. Каримова Бухарский танец/Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1977.