Каракалпаков в степях Средней Азии почитали "первыми поэтами и песенниками". Однако яркое многожанровое традиционное народное искусство не имело ни народного театра, ни танца. Наиболее важной причиной отсутствия в культуре народа танцев явился полукочевой образ жизни, малочисленные "семейные перекочевки", ибо для рождения и развития народного танца, как и хорового пения, необходимо доброе, многочисленное сообщество людей-друзей. Однако у каракалпакского народа был очень высоко развит вкус к пластическому выражению настроений и чувств. Прямую речь, диалог, пение, повествование каракалпак всегда подкрепляет выразительными жестами, телодвижениями, причем эти жесты и движения корпуса не представляют собой импровизацию, а являются частью определенного узаконенного комплекса телодвижений, известных каждому каракалпаку. Любой каракалпак был обязан знать и использовать телодвижения и жесты, установленные на тот или иной случай.
Наличие разработанного комплекса телодвижений, любовь народа к пластическому выражению мыслей и чувств убеждали в том, что каракалпаки окажутся очень восприимчивыми к танцевальному искусству, что каракалпакский танец можно сформировать в короткий срок, причем не только дл сценического воспроизведения, но и внедрить в быт народа. И действительно, каракалпакский танец родился и оформился в фантастически короткие сроки - весь процесс его рождения занял менее трех лет - с лета 1956 по зиму 1959.
Сразу же после революции в Каракалпакии организуются кружки театральной и музыкальной самодеятельности, а в конце 20-х годов рождается профессиональный театр.
В 30-х годах при местном комитете радиовещания был организован первый национальный ансамбль музыки, песни и танца. Правда, тогда попытки создать танец не были ещё успешными. Не увенчалась успехом и работа над созданием танца в 40-х годах. Но все эти опыты принесли пользу последующим попыткам создать танец.
Видный узбекский балетмейстер Али Ардобус Ибрагимов ещё в 1944-45гг. создал несколько каракалпакских танцев. Они вошли в репертуар узбекских профессиональных самодеятельных коллективов, но каракалпаки плясать их не стали. В тоже время танцы, созданные в 1956-1959гг. Елизаветой Петросовой, тоже представительницей узбекской хореографии, были горячо приняты широкими слоями населения Каракалпакии, вошли прочно в репертуар каракалпакского ансамбля песни и танца и стали проникать в быт.
Елизавета Петросова прежде чем приступить к созданию танцев, отобрала понятные и близкие народу темы, посвященные труду человека и жизни природы. Для того, чтобы изучить специфические приёмы трудовых процессов, понять и увидеть своеобразие природы, Петросова ездила в отдаленные районы, присматривалась к работе в артелях по выделке кошмы, приглядывалась к рыбакам на Аму-Дарье и Аральском море, училась плести сети в одном из совхозов полуострова Муйнак, "выходила" в море на катерах и шлюпках, часами слушала песни и сказы бахши, участвовала в традиционных вечеринках молодежи, где проходили различные старинные народные игры, тщательно изучала своеобразную графику рисунков на коврах, кошмах и тканях. Её советчиками и консультантами были все, кто увлекался вместе с ней идеей создания народного танца каракалпаков.
Постепенно начали складываться движения будущих танцев.
Один из первых танцев, поставленных Петросовой в Каракалпакском ансамбле песни и танца, назван "Выделка кошмы".
В этом танце нашел отражение весь процесс выделки кошмы, и хотя танец построен на иллюстрированных "трудовых" движениях, почти досконально повторяющих движения подлинного трудового процесса, он получился поэтический, живой и задорный.
На следующем этапе работы даже танцы, отражающие конкретный трудовой процесс или бытовой обряд, начинают приобретать большую образность, иллюстративный жест все больше стилизуется. Если в танцах "Рыбаки", "Кошма" исполнители почти точно повторяли весь процесс труда, только наделяя его изяществом и грацией, то в танце "Илме-султан" иллюстративные движения, демонстрирующие ткачество и вышивание, играют менее значительную роль. В этом танце основную роль играют движения, славящие красоту и силу человеческого тела.
Хороводная танцевальная сцена "Айкулаш" не просто демонстрирует традиционное гулянье юношей и девушек в лунную ночь, а тонко и поэтично рассказывает о зарождении чувства первой любви.
Одновременно с хороводной композицией был поставлен сольный женский танец "Нозлы". "Нозлы" уже не имеет ни сюжета, ни иллюстративных жестов. Он насыщен большим количеством верчений, бравурных рэнверсе, широких движений рук. "Нозлы" говорит о радости сильного человека, это уже "чистый" танец, передающий "чистые" чувства.
Так, за эти три года каракалпакский танец прошел большой путь - от первых простых плясок, иллюстрирующих жизнь, до танцев, образно отражающих красоту жизни человека. И именно в отображении красоты жизни - современность каракалпакских танцев. Уже в 1963г., в год первого набора учеников в каракалпакское хореографическое училище, каракалпакские мальчики и девочки танцевали на приёмных экзаменах "каракалпакские танцы" - "Шагала", "Кошма", "Рыбаки", даже не подозревая, что сами они почти вдвое старше этих танцев.
Необходимо подчеркнуть, что каракалпакские танцы не копируют движений узбекского танца, хотя узбеки-хорезмийцы ближайшие соседи каракалпаков. Узбекский танец славится своим древним происхождением, многовековым развитием, поразительным многообразием школ, видов и жанров. Но почти все дожившие до нашего времени традиционные школы, виды и жанры узбекской национальной хореографии представляют профессиональное танцевальное искусство, народный массовый танец - трудовой, календарный, праздничный - потерян в веках засилья аскетических законов мусульманской религии.
Каракалпакский танец - танец всего тела, танец виртуозных движений ног, изощренных рисунков движений рук, трепетных движений корпуса, сложных орнаментальных движений рук, необычных, непривычных движений плеч и головы.
Уже первые показы каракалпакского танца массовому, всесоюзному и всемирному зрителю на Московском Международном фестивале демократической молодежи и студентов в 1957г. продемонстрировали истинную самобытность каракалпакской хореографии, завоевавшей успех на всемирном конкурсе танца.
Сегодня уже можно говорить о том, что каракалпакский танец является ценным вкладом в узбекскую культуру.
Источник: Петросова Е.А. Каракалпакский танец. Метод пособие. Метод запись Т.Г. Литвиновой :Т.,Изд-во лит. и искусства, 1976г.