Больших успехов достигла художественная культура Узбекистана в тех видах прикладного искусства, которые были связаны с оформлением архитектурных интерьеров. Это художественная обработка мрамора, резьба и роспись по дереву. В этих видах художественного ремесла узбекские мастера не знали себе равных.
Выдающиеся памятники узбекистанского зодчества, представляющие собой органичный сплав архитектурных пространственных форм и архитектурного плоскостного декора, дошли до наших дней в Бухаре, Самарканде, Хиве, Шахрисябзе, Термезе.
Фигурная кирпичная кладка - виртуозное владение материалом. Модуль кирпича при монохромном цветовом решении дает великое множество орнаментальных вариантов, узоров, пластического ритма членения архитектурных форм.
С 11 века к узбекским постройкам, имевшим центрально-купольное решение, с фасада стал присоединяться портал. Как правило, портал имел величественную полихромную облицовку поливными изразцами. Имелись известные цветовые пристрастия: в Самарканде эта облицовка была преимущественно синего цвета с оттенками зеленоватого и голубого.
Мастера поселка Нур-Ата Самаркандской области были высочайшего класса исполнителями деталей оформления интерьеров из местного мрамора.
Резьба по ганчу.
Ганч - это масса, покрывающая поверхность архитектуры, которая представляет собой смесь естественного лёсса с алебастром или вообще чистого алебастра. Ганч широко использовался с древних времен для украшения жилищ самых демократичских слоев населения. Резьба по ганчу не стремится к формообразованию, не является пластическим компонентом архитектурного объёма. Ганч стелется по плоскости, декорируя её, заполняя всё поле плетенкой, арабеском, бесконечной вязью узора, развивая, варьируя одни и те же элементы фигур.
Для ташкентских производителей характерна глубокая резьба крупного рисунка и многоцветие: красный, синий, зеленый.
Панно резного ганча, выполненное в два цвета - голубоватым и белым, смотрелись особенно изысканно.
В Фергане нередко выполняли украшения из ганча не техникой резьбы, а литьём в формы
И в Ташкенте, и в городах Ферганы умели делать резные сквозные решетки из ганча, которые помещали над входными дверными и оконными проёмами для усиления движения воздуха в жилых помещениях.
Залы Совета Министров Узбекистана, Драмтеатра им. Хамзы, интерьеры литературного музея им. А. Навои и многие архитектурные сооружения советского времени говорят о неувядающем мастерстве узбекских резчиков по ганчу.
Резьба по дереву.
Резьба по дереву получила особое распространение в Фергане, где был материал для этого. Искусством делать резную красивую мебель славились маргеланские резчики. Для украшения мебели сюда из Камгарии был занесен сложный тонкий красивейший узор "камгарча".
Стол. Хайдаров К. Каканд. 1983 г.
Ширма. Файзуллаев О. Ташкент 1950 г.
Ткачество.
В Бухаре, Маргилане, Намангане, Самарканде, Коканде, Хиве, Ургуте, Китабе на ручных станках кустарным способом выделывались превосходные ткани, которые славились далеко за пределами Узбекистана. Это шелковые и полушелковые ткани на хлопчатобумажной основе. Причем последние ценились не меньше, так как были жестче шелковых и в изделиях смотрелись, как драгоценная парча.
Ханатлас узор "Пахта". Маргилан. 1960г. Шелк, ручное ткачество, орнамент абрбанди.
Национальная школа ткачества сложилась в Узбекистане в Ферганской долине.
Вышивка.
Крупные декоративные вышивки играли значительную роль в декоративном оформлении дома.
Причем вышивка имела не только бытовое значение, нередко вышивками украшались общественные здания. Помимо вышитых панно, широкое распространение получили оформленные вышивкой покрывала, занавески, коврики на пол - "охойнамаз", платки, тюбетейки, футляры для гребней, мешочки для зеркал, мужские поясные платки.
Чайшаб "Павлин". Нам Н.В. Ташкент 1961г. Машинная вышивка.
Узбекская художественная вышивка - один из самых массовых видов народных промыслов, её художественные традиции уходят в глубину веков. Издревле было известно шелководство в Узбекистане.
Швы употреблялись разные: гладь, вприцеп, тамбур, басма - гладь по настилу некрученого шелка. Основными декоративными мотивами вышивок были пышные растительные узоры - букеты цветов, плоды, ветви, крупные бутоны.
Среди цветущего сада порхали птицы, сидели петухи, были расставлены кувшинчики - каких только изображений не было!
Золотое шитьё.
Значительное художественное явление не только узбекского, но и общесоюзного значения - художественный золотошвейный промысел Узбекистана.
Основным центром этого вида народного искусства была Бухара. Здесь при дворе бухарского эмира существовали мастерские, в которых работали мастера - мужчины, удовлетворяя потребности двора в драгоценных прекрасных изделиях.
Сплошной зашив золотой нитью ткани-фона носит название "дархаш", медальонное построение узора - "бутта-дор". Красивые золотошвейные женские головные налобные повязки - "пешонабанд".
Ювелирное искусство.
Это городское ремесло, и его основным центром были г. Бухара, Хива и Ташкент.
Ювелиры Узбекистана владели всеми известными в то времч техническими приёмами: горячей, цветной перегодчатой эмалью, зернью, чернью, гравировкой, филигранью, золочением в сочетании с обильным дроблением кораллов, бирюзы и перламутра. Ювелирные изделия были многосложными, пышными, украшались многочисленными подвесками, цепочками, колечками, бусинами, пластинами-шлемиками, которые придавали им особую объёмность.
Куштумор-парное-нагрудное украшение. Ташкент. конец XIX века. Серебро, позолота, кораллы, литье, штамп.
К 20 веку появляются новые нетрадиционные формы ювелирных украшений, прежде всего под влиянием общения с русскими, знакомство с разного рода фабричными изделиями. В этом плане интересен узор, который носит название "московский рисунок" ("москав-нуска") - "калач".
Новым является в это время употребление рубина, жемчуга. Образный строй украшений постепенно меняется в сторону некоторого упрощения и подмены драгоценных отделочных материалов заменителями.
Керамика.
Один из самых древних художественных промыслов Узбекистана - изготовление керамической посуды.
Узбекистан - это страна, где глина в жизни людей играла особую роль. Приготовленная глиняная масса - пихса, служила для сооружения жилищ - от дворцов до хижины, крепостных стен, заборов - дувалов и прекрасной художественной посуды.
Декор традиционно был растительного, пластического характера.
Медная посуда.
Кумганы, хумы для воды, рукомойники, чайники-чайджуши, подносы-ляганы, самовары - всё это в больших количествах выделывалось мастерами Бухары, Самарканда, Коканда и Хивы и продавалось покупателям далеко за пределами Узбекистана. Медная утварь украшалась чеканкой, гравировкой, прорезным орнаментом. Бухарская посуда из металла прежде не украшалась, но позднее, ближе к нашему времени посуда стала оформляться розетками из накладного белого металла.
Офтоба-самовар. Тикаев Г. Ташкент. нач ХХ в. чеканка - 1971 г. красный медь, гравировка
Поднос. Кулиев Р. Бухара. 1988 г. Медь, чеканка.
Своеобразным художественным промыслом является изготовление различных бытовых мелких предметов из декоративной тыквы - горлянки. Известны подобные изделия в Узбекистане не ранее 19 века. Из вываренных в разных красителях и высушенных миниатюрных тыкв изготовляли прежде курительные наборы, табакерки, предметы посуды.
На поверхность золотистой тыквы наносился орнамент, а иногда рисовались целые сцены.
Ещё в процессе роста и формирования тыкве при помощи особых штампов придаётся желаемая форма. Промысел перспективный и представляет собой известный интерес.
Ковроткачество у узбеков не было широко развито. В Кашкадарьинской области ковроделием занимались в основном арабы. Ковры ткали каракалпаки и киргизы Андижанской области. Лишь в последнее время стал осваиваться способ изготовления узбекских ковров с длинным пушистым ворсом, так называли медвежьи шкуры - "жульхирсы".
Ковер "галляарал". Галляарал. 1960ые годы. Шерсть, ручное ткачество.
Источник: Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы.- М.: Знание, 1988.- 176с.
Другие материалы по теме