06.05.2024, Понедельник, 14:31

Категории каталога

Об Алмалыке [11]
Исторические сведения и интересные факты о родном городе.
Новости [4]
Здесь будем освещать события не так давно имеющие место в нашей городской жизни.
Календарь праздников Узбекистана [5]
Вы можете узнать много нового о национальных и международных праздниках!
Культура Узбекистана [11]
Национальные особенности, обычаи, обряды, традиции.
Национальная кухня [5]
Блюда узбекской кухни
Чудеса Узбекистана [8]
Всё чем может Узбекистан удивить мир!
АГМК [8]
ОАО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат"

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Мини-чат

Статистика

Алмалыкские статьиАлмалыкские статьи
Главная » Статьи » Культура Узбекистана

Обряды в честь рождения ребенка


У узбеков также существует ряд традиционных обычаев отмечать рождение ребенка. Один из них, существующий с древних времен, называется "Суюнчи". Одна из женщин, принимавших роды, первой сообщала "суюнчи" - радостную весть о рождении ребенка отцу или другим членам семьи, за что ей полагалось сделать ценный подарок. Далее, один из молодых людей обходил всех родственников, напевая специальные песни. Так как сейчас роды принимают в роддомах, то обычай ушел в историю.

Традиционно в честь рождения сына отец сажал дерево, в честь дочери - цветы.

Были и магические дни после рождения ребенка - 3-й, 5-й, 7-й, 9-й дни. Они считались опасными. Нельзя было оставлять мать с ребенком без внимания, старались поднять настроение матери и малышу и выполняли ряд символических действий, отпугивающих злых духов.

"Исмлаш" - обряд имянаречения младенца. Огромный смысл вкладывался в имя ребенка. Во все времена было предпочтительным называть ребенка явлениями природы, вселенной и т.д.

Если у ребенка была родинка, ему давали имя Холбой, Холтой, Холбек, Нархол, Ойхол. Если ребенок рождался смуглым - Корабек, Корабой, если белым - Октой, Онбой, если ребенок недоношенный - Чалабой, если плакал ещё не родившись - Аваз.

Если рождались девочки близнецы или двойняшки, то их называли Фатима и Зухра, мальчиков - Хасан и Хусейн.

Важную роль в имянаречении ребенка играли время года, месяц, день его рождения. Часто называли детей в честь предков.

Если родители хотели передать детям определенные человеческие качества, то давали ребенку определенное имя. Чтобы ребенок был милосердным - Рахим, Рахима; сильным - Ботир, Полвон, Баходир; властелином - Амир, Сардор, Саркор; важным - Азиз Азиза; приятным - Ширин, Асаль, Чучук; красивым - Гузал, Гулчехра; счастливым - Бахтиёр, Саодат, Рохар.

Если к имени прибавить окончание "жон" ("душа") - имя становится ласкательным.

Если человека надо возвеличить, достаточно к его имени добавить "бек", "хон", "бой", к женским - "бека", "бону".

Чтобы подчеркнуть женскую красоту, к имени прибавляют "гул", "нисо" ("прекрасная").

Чтобы выразить уважение к роду человека, необходимо к имени прибавить "зод".

Вот теперь можно расшифровать многие имена, потому что эта традиция сохранилась по сей день.

Также существует обряд "Бешик туй" - праздник колыбели, "Биринчи кадам" - первый шаг, "Суннат туй" - обрезание. Смысл последнего обряда двояк: с одной стороны - это символ мужества, с другой - элементарные соображения гигиены человека в жарких условиях среднеазиатского климата.

Источник: Карабаев Усман Этнокультура. (Традиционная народная культура): Учеб. Пособие/ У.Х. Карабаев; Академия художеств республики Узбекистан, национальный институт художеств и дизайна им К. Бехзода. - Т.: Шарк, 2005. -240с.



Другие материалы по теме
Внимание! При использовании материалов сайта обязательным условием является размещение текстовой ссылки:
HTML-код
BB-код (для некоторых форумов и блогов)
Ссылка
Категория: Культура Узбекистана | Добавил: Zeberka (03.06.2008)
Просмотров: 5500 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]