19.04.2024, Пятница, 03:19

Категории каталога

Об Алмалыке [11]
Исторические сведения и интересные факты о родном городе.
Новости [4]
Здесь будем освещать события не так давно имеющие место в нашей городской жизни.
Календарь праздников Узбекистана [5]
Вы можете узнать много нового о национальных и международных праздниках!
Культура Узбекистана [11]
Национальные особенности, обычаи, обряды, традиции.
Национальная кухня [5]
Блюда узбекской кухни
Чудеса Узбекистана [8]
Всё чем может Узбекистан удивить мир!
АГМК [8]
ОАО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат"

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Мини-чат

Статистика

Алмалыкские статьиАлмалыкские статьи
Главная » Статьи » Календарь праздников Узбекистана

Навруз-праздник обновления
       
 
       Навруз - праздник обновления, Нового года, наступления  весны и главным его ритуалом является приготовление сумаляка, немногие смогут рассказать что-либо ещё. А ведь истоки Навруза восходя к древнейшей истории, он был и остаётся предметом исследования многих востоковедов. Навруз празднуется в день весеннего солнцестояния. Сейчас о том, как раньше праздновался Навруз, мы можем судить лишь по немногочисленным историческим свидетельствам, зафиксированных учеными в недалеком прошлом, и в современных формах новогоднего обряда в тех местах, где он сохранил свою первозданность. Одним из таких мест является Памир. Именно там сохранилась традиция почитания астрального значения Навруза.
Навруз пришёл в ислам и продолжает отмечаться всеми народами, находящимися под прямым или косвенным влиянием культуры исторического Ирана, то есть от Хорезма и Бухары до средневекового Багдада. Навруз в последние годы именуют праздником мусульманского, афганского, узбекского, азербайджанского нового года.
        ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ НАВРУЗА.
В день Навруза солнце входит в созвездие Овна. У многих народов существует поверие, что именно в это время произошло разделение тьмы и света, появились день и ночь. По одной из наиболее распространённых легенд, установление праздника приписывается герою мифологической и эпической истории Ирана царю Джамшиду (в Авесте - священной книге зороастрийцев, он фигурирует под именем Йима). Его настоящее имя было Джам. Однажды, путешествуя, он оказался в Азербайджане, бывшем тогда одной из провинций Ирана. Он был настолько потрясён красой тамошней природы, что повелел установить на возвышенности украшенный драгоценными камнями трон, обратив его в сторону восходящего солнца, и увенчал себя короной из драгоценных камней. Когда он воссел на трон, восходящее светило озарило его своим светом. Поскольку слова "солнце" и "блеск" по-персидски звучат как "шид", то царя с тех пор стали называть Джамшидом, то есть блистательным, солцеподобным. Люди, увидев это возрадовались и решили, что этот день отныне будет называться Новым (Нав Руз). Так возник этот праздник, а коронование царей в Иране с тех пор приурочивалось именно к Наврузу.
        МАГИЯ НАВРУЗА.
Навруз - новогодний праздник древних и современных иранцев и таджиков. Со временем обычай был перенят тюрками (в Средней Азии и на Кавказе). С завоеванием Ирана и Средней Азии мусульманами Навруз не был забыт и в настоящее время он превратился в новогодний праздник, отмечаемый всеми мусульманами, пребывающими в зоне культурного влияния древней и средневековой иранской традиции.
Навруз празднуется в день весеннего солнцестояния 21 марта. В этот день Солнце входит в созвездие Овна, месяц этот назывался зороастрийцами фарвардин. До нашего времени дошли смутные представления о зороастрийцах и их священниках, как о магах и звездочетах. Разгадка астральных тайн и астрологическая традиция характеризует культуру зороастрийского и даже мусульманского Ирана. У иранцев существовало поверье, что весь мир был сотворен в этот момент, когда солнце изошло из головы Овна и, соответственно, разделились тьма и свет, появились день и ночь. Однажды насупит момент, когда солнце неминуемо и окончательно возвратиться в созвездие Овна, звёзды закончат своё круговое движение и застынут. Так прекратит своё существование мир и Добро окончательно восторжествует над злом. Только время может удалить зло и способствовать приходу Воскрешения, в которое верили зороастрийцы. Воскрешенные в своей телесной оболочке люди, согласно их мыслям и деяниям, будут помещены в ад и рай. Понятна поэтому причина того, что этот день стал для зороастрийцев днём Нового года, днём природы, днём начала и конца всего сущего. День этот и назвали новым - Навруз.
        Здесь мы подходим к очень важному для зороастризма и для понимания сути праздника Навруз убеждению древних иранцев. Застывшее время ещё не означает окончательного завершения всех событий. Скорее, наоборот, с этого момента начинается истинная история человечества, наступает момент Воскрешения. По сути, воскрешение является целью творения. А потому вся история мироздания - это движение к метаисторическому благу, к раю, к окончательному преодолению зла и тьмы, олицетворением которого является Ахримон. Акты творения и воскрешения предельно связаны между собой, первое не могло быть зачислено без второго, а второе логично дополняет и завершает первое. По этой причине, сотворенный Ахуда-Маздой человек должен способствовать установлению воскрешения и социальному и космическому порядку посредством принесения жертвы, жертвоприношения. Жертвоприношение - это не просто вольное пожертвование, но функция, повторяющая сотворение мироздания. Без жертвоприношения, выполненного правильно и в установленный срок, мир существовать не может. Иначе он становится объектом вторжения сил зла и хаоса. Самым важным из таких обрядов, каждый раз воссоздающих акты творения и Воскрешения, был и остаётся иранский новогодний ритуал. Надо сразу сказать, что названная черта является общей для многих религиозных систем. Вот как описал эту ситуацию известный религиовед Мирче Элиаде: "Сценарии нового года, в которых повторяется сотворение, особенно отчетливы у исторических народов - у народов, с которых начинается история в собственном смысле слова, то есть у вавилонян, египтян, евреев, иранцев. Хочется сказать, что эти народы, сознавая, что им первым предстоит построить "историю", фиксировали свои собственные действия для использования их теми, кто придет им на смену… да и сами эти народы, видимо, испытывали глубочайшую потребность периодически возрождаться, отменяя прошедшее время и реактуализируя сотворение".
        Итак, Навруз, подобно аналогичным праздникам Нового года в других традициях, связан, одновременно, с культом мертвых. Сакральным объектом внимания зороастрийцев в день Навруза, кроме Ахура-Мазды и первоцаря-священника были персоны, входящие в мифологическую, эпическую и реальную историю. Самой значительной, наиболее чтимой и трагической фигурой в этом ряду был мифический и эпический герой Сиявуш.
        По легенде иранский царевич Сиявуш был оклеветан мачехой и бежал в соседнее враждебное царство. Там он основал город, который до сих пор называется Бухара. Но, оклеветанный ещё раз, был казнён и тело невинного и прекрасного витязя захоронили в восточных воротах Бухары, обращенных к восходу солнца.
        Источники говорят также, что зороастрийские маги Бухары почитали место захоронения Сиявуша и ежегодно перед восходом солнца в день Навруза они приносили в жертву петуха. Петух далеко не случайная реалия Навруза, по наблюдениям этнографов, петух в качестве ритуальной пищи подаётся к новогоднему столу. История Сиявуша была настолько популярна среди населения Бухары, что люди ещё в глубокой древности пели об этом песни, а стенания зороастрийских магов называли "плачем магов". В одном сочинении 9 века, посвященном истории Бухары, говорится, что история эта насчитывает более 3000 лет. Культ Сиявуша был, видимо, связан и с астральными представлениями. Известно, что в древности одно из созвездий носило имя Сиявуша. Так мы вновь сталкиваемся с астрологической практикой зороастрийцев, но уже в связи с конкретной личностью. Астральный культ и культ предков соотносим в истории мировой религии, что прослеживается и в иранской традиции.
        История убиения Сиявуша вплетается в празднование Навруза. Принесение в жертву петуха над могилой убиенного царевича сопровождается пролитием петушиной крови, что воспроизводит казнь самого Сиявуша. Из капель стекающей крови, как говорится в "Шах-наме" вырастали красные цветы, названные "кровью Сиявуша".
Связь праздника Навруз с культом мертвых может быть пояснен и ещё одним фактом. Со времен Сиявуша Бухара была духовным центром восточных иранцев, а в мусульманское время город стал одним из основных религиозных и интеллектуальных центров ислама.        
        Гордостью является Бахауддин Накшбанд - старец-суфий, основатель знаменитого ордена накшбандия, живший в Бухаре в 14 веке. Его учение и адепты ордена разошлись по всему миру, занимаясь не только распространения учения, но и самого ислама. До настоящего вемени в день празднования Навруза жители города и окресностей собираются на поклонение (зийрат) к могиле святого старца, что расположена недалеко от Бухары.
        Навруз введен в обиход мировой культуры зороастрийскими магами и без преувеличения можно сказать, что Навруз магичен, поскольку его тайна сокрыта в движении планет, укрыта в гробницах предков и святых, в языке растений, цветов и птиц.
Внимание! При использовании материалов сайта обязательным условием является размещение текстовой ссылки:
HTML-код
BB-код (для некоторых форумов и блогов)
Ссылка
Категория: Календарь праздников Узбекистана | Добавил: Zebra (30.12.2007) | Автор: Zebra
Просмотров: 5875 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2 peek  
0
Спасибо за комментарий, было весьма неожиданно узнать, что Навруз уже отмечается.

1 Лейла  
0
А в Таджикистане студенты уже встретили весну и праздник Навруз - www.stan.tv/news/5164/?mode=3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]