В танце Хорезма, более чем в каком-либо виде искусства, на редкость ярко, своеобразно, лаконично и точно выражен характер народа - неуёмные темперамент, бунтующая энергия, восторженное приятие жизни. В его танце - отдельные движения тела, сложные танцевальные фразы и простейшие к своей конструкции жесты выражают душевные порывы настроения, ощущения, образно отражают явления окружающей природы и аллегорично воссоздают жизнь мира животных, зверей, птиц, грациозно подражают трудовым действиям, подчинив их законам ритма и повторяют будто бы бытовую жестикуляцию.
Танцу Хорезма много сотен лет. Об этом рассказывают памятники материальной культуры, некоторые литературные и исторические источники. Один из залов дворца хорезмшахов начала нашей эпохи, известный советский археолог, академик С.П. Толстов назвал "Зал танцующих масок".
Однако памятниками прошлого современное общество может гордиться, но жить прошлым невозможно.
Традиционный хорезмский танец является не только базой, на основе которой формировалось и формируется современное танцевальное искусство, как сценическое, так и народное, но и собственно материалом, непосредственно складывающим живой современный танец.
Традиционный хорезмский танец определяют три группы: профессиональный танец, народный танец, полупрофессиональный танец. Каждая из этих групп включает несколько видов танца, а каждый вид - несколько жанров.
Профессиональный танец владеет тремя видами: Цирковой танец - "Магалдак", Комический танец - "Гул уфари" и Танец - "Ракс".
Цирковой танец формируется из небольшого числа движений - ходов, прыжков, присядки, движения плеч, корпуса, шейных позвонков. Движения рук и даже движения корпуса и плеч зачастую ограничены, ибо смысл танца, задача танца заключены в исполнении определенного циркового трюка; танцевальные движения являются пластическим истоком, помогающим эффективно производить трюк, потому пластика циркового танца сливается воедино с пластикой самого трюка. Основные жанры циркового танца:
"Дорбоз" - танец на натянутом канате с разновесом и без разновеса. "Симдор" - танец на натянутой проволоке с завязанными глазами, одетыми на ного медными котлами, с одновременным исполнением жонглирования горящими факелами, ножами, лесенкой чайников с горячим чаем и пиал, поставленных друг на друга и водруженных на голову и т.д. В этом жанре исполнитель трюков использует разного рода танцевальные ходы, подпрыгивания, скольжения, присядку, движения корпуса, плеч, шейных позвонков.
"Егоч оёк" - танец на ходулях. "Машъала" и "Олов бози" - танцы с огнем. "Пичок уфари" - виртуозная пляска, орнаментированная сложным жонглированием ножами и кинжалами. "Байда уфари", "Ю-пу-пу" - танцевальные трюки с керамическими блюдами.
"Гул уфари" - комический танец (гул килмок - дурачить, обманывать; уфари - танцевальные ритмы, танец) - является видом танца, который исполняют только артисты традиционного национального театра масхарабозлик - масхарабозы. "Гул уфари" группируют два жанра: "Хайвон уфари" - танцы животных и "Таклид уфари" - подражательные танцы.
"Ракс" - чистый танец. Исполнитель создает обобщенный поэтический образ средствами чисто танцевальных движений, разработанных в своих формах, отточенных в технических приёмах за века развития хорезмского хореографического искуссва мастерами профессионалами - Уста.
Все основные жанры, формы движений, движения, дожившие до наших дней, сведены в своеобразный сборник: сюиту, которая названа непереводимым словом "Маком".
Самый популярный танец Хорезма - "Лазги", среди популярных - "Бурдам" ("Игрок"), "Раталла" ("Птичий гомон"), "Галалайлим" ("Птичий базар"), "Машъалла" ("Факельщик") и другие.
Единственный воинственный танец Хорезма, доживший до наших дней, тоже "Лазги", выражающий отчаянную отвагу, страстный порыв, вдохновение бесстрашного воина. Итак, "Лзги" - не просто танец, а определенная система телодвижений, из которых создаются танцы, различные по тематике и манере исполнения. Не случайно "Лазги" стал как бы символом анцевального искусства Хорезма.
Нет сомнения в том, что массовый, поистине народный танец играл в прошлые столетия важную роль в жизни местных народов, но был вытеснен ортодоксальными законами ислама наиболее реакционного суннитского толка, требующего особо аскетического отношения к жизни, исключающего радостное непосредственное восприятие бытия. Однако даже в трудные времена самых активных запретов исполнения всякого рода действ, не связанных с обязательными ритуалами суннитских воздержаний, массовые танцы, массовые танцевальные игры, массовые танцевальные действа все же продолжали существовать в разного рода тайных обществах, исповедующих какие-то пережиточные формы местных домусульманских религий, ненавистных проповедникам ислама.
Если в начале пятидесятых горд 20 века можно было отыскать стариков и старух, которые помнили весенние девичьи хороводы, исполнявшиеся в сопровождении мелодии "Заркокул", танцы-гаданья со светильниками "Чироги ракс", осенние игры у озер, где скапливались перелетные птицы, - там мужчины охотились, а женщины варили, жарили и коптили впрок дичь, чистили перья, набивали пуховики, а вечерами у костров играли, пели, танцевали, изображая "Птичий базар".
Но открыто на городских и сельских площадях эти танцы никто не исполнял уже так давно, что даже отцы глубоких стариков и старух помнили только тайные сборища - "хуфия базм".
В первые же послереволюционные годы многие профессиональные артисты и любители стали выступать на собраниях, митингах, в частях Красной Армии. Уже в 1922г. в Хиве, бывшей столице Хорезма, был создан первый советский театральный коллектив, инициатором создания которого и его руководителем стал выдающийся деятель узбекской советской культуры Хамза Хаким-заде Ниязи. Группа артистов - музыкантов, певцов и танцоров участвовала в музыкальных спектаклях, инсценировках и регулярно организовывала концерты. Во главе этой музыкальной группы стояли выдающиеся музыканты, композиторы-мелодисты, отличные знатоки хорезмского национального танца - Мухаммад Юсуп Харратов и Мадроаим Якубов, известный анцор Рахим Аллабергенов и популярная танцовщица Онахон (Онаш Чулак).
В 1934г. в Хорезм, во Второй театральный коллектив области приехала на работу известная уже узбекская танцовщица и балетмейстер Тамара Ханум, композитор Пулат Рахимов и режиссер Зухур Кабулов. Можно считать этот этап для хорезмской хореографии, годом рождения современного хорезмского танца.
В 1934г. Тамара Ханум ставит первые массовые танцевальные композиции и сюжетные вокально-танцевальные сцены. Сценический массовый танец и сюжетные сцены сразу органично влились в группы обновленного традиционного танца, не вызвав ни в артистах, ни в зрителях удивления и тем более протеста.
В 1968г Гавхар Рахимова организовала и встала во главе республиканского ансамбля танца и песни "Лазги". В репертуаре ансамбля традиционные танцы всех видов и жанров и танцы, созданные на современные темы.
Нельзя не заметить, что в танцевальной пластике хорезмского танца отсутствует форма движений, занимающая важное место в ферганских и бухарских танцах - вращательные движения. Традиционный хорезмский танец имел в своих запасах только один вид вращательного движения - простейший по своей конструкции поворот на месте.
Важной формой хорезмского танца являются четко очерченные позы, которые, как правило, фиксируются в паузе.
Источник: Р. Каримова Хорезмский танец/ Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1975.
Другие материалы по теме